Приложения

Приложение 1

Барьеры, имеющиеся в отрасли БАС и их решения

1.Контрольный просмотр данных ДЗЗ и аэрофотосъемки занимает от недели до нескольких месяцев


1.1.

Исключить требование контрольного просмотра данных (или сократить до 3 дней срок его проведения) для земель СХН


1.2.

Внести изменения в Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2017 г. № 158 «Об установлении порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну» с целью оптимизации процедуры контрольного просмотра результатов аэросъемочных работ в целях ускорения ввода полученных данных в коммерческий оборот без ухудшения режима секретности сведений, составляющих государственную тайну.

2.Разрешения на ИВП усложнено и занимает до нескольких дней


2.1.
На уровне субъектов РФ сформировать перечень запретных к полетам зон на высотах до 15 метров над землями сельхозназначения (в случае объективного наличия необходимости в установлении таких зон). Перечень формировать в виде списка кадастровых участков земель СХН, обработки которых с применением БАС запрещены. Перечень кадастровых участков, обработки которых с применением БАС запрещены, формировать совместно с собственниками (арендаторами) земель сельхозназначения, чтобы не вводить избыточные запреты там, где обработки с БАС возможны или целесообразны исходя из агротехнологических условий.

2.2.
Применить уведомительный порядок ИВП для БАС СХН массой до 100 кг и высоте полета до 15 м, выполняющих агромероприятия на землях СХН, не входящих в перечень запретных зон.

2.3.
Применить уведомительный порядок ИВП для БАС массой до 30 кг и высоте полета до 150 м, применяемых для ДЗЗ и аэрофотосъемки над землями СХН, не входящих в перечень запретных зон.

2.4.
Определить и внести изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 с целью определения уведомительного порядка установления местного режима в классе G на высоты 0-15 метров (вне населенных пунктов), а также проработать системные решения по сокращению времени на получение разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) с учетом специфики применения БАС СХН мониторингового типа 


3.Сертификация эксплуатанта БАС (в том числе для сферы сельского хозяйства) очень финансово затратный (несколько сот млн. руб.), сложный и длительный (до нескольких лет) процесс

 
3.1.
Исключить из ФАП 494 и ФАП 10 требование наличия сертификата (лицензии) эксплуатанта воздушных судов для в применения БАС взлетной массой до 100 кг с дальностью полета до 4 км на высотах до 15 м над поверхностью для выполнения агромероприятий на землях СХН 

3.2.
Внести изменения в ФАП 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», и ФАП 10 «Сертификация эксплуатанта» с целью определения дифференцированных по соответствующим классам требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия таким требованиям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность с применением БАС

4.Сертификация БАС (в том числе применяемых в сфере сельского хозяйства) очень финансово затратный (несколько сот млн. руб.), сложный и длительный (до нескольких лет) процесс 

4.1.
Отнести к малорисковому классу БАС массой до 100 кг и высоте полета до 15 м, выполняющих агромероприятия на землях СХН, а также БАС мониторингового типа массой до 30 кг, применяемых для ДЗЗ и аэрофотосъемки

4.2.
Принять поправки в ФАП-21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей" с целью установить возможность проведения сертификации малорисковых классов БАС путем осуществления зачета выполненных полетов без проведения прочностных, аэродинамических и иных испытании. А также возможность сертификации конструкции в целом без отдельной сертификации двигателя и иных комплектующих. (отв. Министерство транспорта РФ) 

4.3.
Определить и внести изменения к требованиям Сертификации Авиационной техники в ФАП 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей" и в ФАП 519, "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" в части порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия таким требованиям авиационной техники и комплектующих изделий. Предусмотреть возможности декларирования соответствия или использования систем добровольной сертификации в соответствии с 184-ФЗ для малорисковых классов БАС, в частности для класса БАС сельскохозяйственного применения.

5.Процедура получения «Свидетельства внешнего пилота» для БАС СХН избыточна, усложнена и не учитывает специфики выполняемых работ. 

5.1.
Определить и уточнить в ФАП-147 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов" требования к специалистам авиационного персонала, доработать перечень специалистов авиационного персонала, дифференцированные с учетом рисков применения БАС соответствующей категории и специфики работ для сферы сельского хозяйства. По результатам внесенных изменений в ФАП-147 не должно быть требований по обучению внешнего пилота на БАС для выполнения агромероприятий на землях СХН как по программе пилота пассажирского воздушного судна. Должны быть уточнены порядок проведения проверки кандидата на получение свидетельства внешнего пилота такого вида БАС, формы и порядка выдачи этого свидетельства.

6.«Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» не предусматривает возможность их внесения с применением БАС 

6.1.
Внести уточнения в Приказ МСХ РФ N 442 «Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов», а именно разъяснения в формате Письма Россельхознадзора относительно применения Приказа N 442, определяющие, что зарегистрированные ранее в установленном порядке Минсельхозом России и разрешенные к применению на территории РФ пестициды и агрохимикаты могут вноситься с применением БАС СХН массой до 100 кг и высотой полета до 15 м без проведения дополнительных сертификационных мероприятий (кроме препаратов 1-2 класса опасности для человека).
Отнести агродроны к категории «Опрыскиватели» согласно 740 ПП

7.Спрос на Российские БАС СХН незначителен (рынок не сформирован)

7.1.
Выполнить предложенные решения по снятию обозначенных выше барьеров (см. пункты 1-6) 

7.2.
Включить все субъекты Российской Федерации в перечень пилотных для развития применения беспилотных авиационных систем в сфере сельского хозяйства. Иными словами – распространить регулирование в сфере этого сегмента БАС на всю территорию страны, без пилотирования в рамках отдельного субъекта или группы субъектов. 

7.3.
Посредством уже созданных (и новых создаваемых) в РФ программных продуктов информационного сопровождения применения БАС информировать всех пользователей и заинтересованных лиц о разрешенных и запрещенных (на высотах до 15 метров) для применения БАС СХН кадастровых участках земель сельхозназначения, об отсутствии нормативных и законодательных барьеров, о технологических решениях, о моделях БАС СХН, о возможностях обучения, получения субсидий, лизинга и прочих мерах по стимулированию рынка 

7.4.
Рекомендовать субъектам РФ при заказе инсектицидных или гербицидных обработок для нужд и в интересах региона (муниципалитета) при формировании технического задания приоритетно учитывать выполнение этих работ с применением БАС. Для этих целей ассоциация производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем может квалифицированно предложить типовые технические задания, учитывающие применение БАС в безопасном и результативном режиме. 

7.5.
Рекомендовать субъектам РФ запланировать в 3-5 летней перспективе объемы заказа БАС и услуг с их применением (в частности, для решения проблем с инвазивной растительностью, распространением саранчи, клещевого энцефалита, для фитомелиорации и рекультивации территорий).
Рассмотреть возможность софинансирования заказов таких работ со стороны федерального центра, например, в пропорции 1 к 1 (1 рубль федерального трансфера на 1 рубль запланированный регионом на закупку БАС или услуг БАС сельхозназначения для нужд РОИВ, муниципалитетов, региональных и муниципальных бюджетных предприятий). 

7.6.
Субсидировать КФХ, ИФХ, агропредприятия в размере до 80% от стоимости приобретения комплексов с БАС российского производства для выполнения сельхозопераций 

7.7.
Сформировать долгосрочный заказ (государственный гарантированный заказ) на БАС СХН российского производства со стороны ФОИВ, РОИВ, подведомственных организаций и госкорпораций. 

7.8.
Создать национальный научно-производственный центр БАС СХН, включающего арендованные на долгосрочной основе от 1000 до 10 000 га земель СХН под выращивание наиболее востребованных культур в климатических условиях РФ, на которых в экспериментальном режиме будет допущено применение инновационных препаратов (удобрений, стимуляторов и средств защиты) и агротехнологий выращивания до завершения их сертификации, требуемой для применения на остальной территории РФ, с целью практической отработки методик применения БАС и последующей сертификации (препаратов) и распространения методик, позволяющих достигнуть наилучших результатов 

7.9.
Создать общедоступную для фермеров РФ национальную базу агротехнологий для применения с БАС (отработанной в НПЦ БАС СХН) 

7.10.
Реализовать мероприятия по унификации компонентов БАС и обеспечению массовости производства компонентов для БАС СХН 

7.11.
Профинансировать и выполнить НИОКР по созданию перспективных БАС СХН и НИОКР нацеленных на импортозамещение компонентов БАС СХН, не производимых в РФ ( в том числе: форсунок и насосов для опрыскивателей, электродвигателей, аккумуляторов, ДВС, специализированных полезных нагрузок)

8.Подготовка кадров для разработки и эксплуатации БАС СХН не соответствует потребностям рынка в количестве и качестве 

8.1.
В учебных программах ВО для подготовки кадров по разработке и производству БАС СХН должны быть учтены специфические потребности сельского хозяйства, в том числе формирование компетенций по «моделям применения» БАС для выполнения сельхозопераций, компетенции по подготовке заданий на проектирование таких БАС на основании модели применения. Необходима специализация (фокусировка) учебных программ по типологиям (СТ, СВВП, ВТ, МКТ), массе, применению БАС СХН их компонентам и полезным нагрузкам. 

8.2.
Обеспечить доступное (бесплатное для фермеров) и массовое обучение применению БАС СХН всех заинтересованных сельфхозработников, включая не только минимальный набор навыков пилотирования БАС, но и выполнение на их базе необходимого комплекса агротехнологических работ (внесение СЗР и удобрений) и анализа данных ДЗЗ и аэрофотосъемки. 

В дополнение к минимальному набору у прошедшего обучение должен быть доступ к базе методик и агротехнологий применения БАС по культурам и гибридам РФ, климатическим условиям РФ и баковым смесям, препаратов, разрешенных к применению в РФ


8.3.
Субсидировать сельскохозяйственные ГАУ, техникумы и училища на закупку учебных комплексов для отработки практических навыков (практической части обучения) применения БАС СХН. 

8.4.
Мотивировать в период с октября по апрель на преподавательскую работу по подготовке и повышению квалификации пользователей БАС СХН лучших мастер-пилотов

8.5.
Включить в образовательные стандарты подготовки агрономов, механизаторов, гербологов, фитопалотогов, специалистов лесного хозяйства и аналогичных специальностей учебные модули (или дисциплины) по применению БАС СХН (как для целей сбора информации, так и для выполнения агротехнологических операций 

Приложение 2

Предлагаемые мероприятия

Наименование мероприятия


Внесение изменений
в Воздушный кодекс Российской Федерации:

1.1. в статью 32 в части дополнения понятием «сельскохозяйственная беспилотная авиационная система», включающим технические характеристики, позволяющие отнести беспилотную авиационную систему к категории сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем






1.2. в статью 33 в части применения процедуры государственного учета
к сельскохозяйственным беспилотным авиационным системам


1.3. в части приравнивания внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем к внешним пилотам беспилотных авиационных систем в составе
с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее

1.4. в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями
по регулированию воздушной съемки

Ожидаемый результат
(содержание правового акта)



статья 32 Воздушного кодекса Российской Федерации дополнена понятием «сельскохозяйственная беспилотная система»;
данное понятие включает технические характеристики (ограничение параметров полета, оснащение средствами безопасности
и оборудованием
для выполнения авиационно-химических работ), позволяющие отнести беспилотную авиационную систему
к категории сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем



установлено применение процедуры государственного учета
к сельскохозяйственным беспилотным авиационным системам



увеличено количество компаний-эксплуатантов беспилотных авиационных систем за счет снижения избыточных требований




Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по регулированию воздушной съемки

Внесение изменений
в постановление Правительства Российской Федерации
от 25 мая 2019 г. № 658
«Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов
с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма
до 30 килограммов, ввезенных
в Российскую Федерацию
или произведенных
в Российской Федерации»
в части применения процедуры государственного учета
к сельскохозяйственным беспилотным авиационным системам

внесены изменения
в постановление Правительства Российской Федерации
от 25 мая 2019 г. № 658
в части применения процедуры государственного учета
к сельскохозяйственным беспилотным авиационным системам

Внесение изменений
в постановление Правительства Российской Федерации
от 18 сентября 2019 г.
№ 1203-47 «Об утверждении таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Российской Федерации» в части выделения полос радиочастот
для эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, которые
не требуют получения разрешений и используются
для бытового оборудования широкого спектра назначения 

выделены полосы радиочастот
для эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, которые не требуют получения разрешений
и используются
для бытового оборудования широкого спектра

Внесение изменений
в постановление Правительства Российской Федерации
14 апреля 1995 г. № 333
«О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также
с осуществлением мероприятий
и (или) оказанием услуг
по защите государственной тайны» в части дополнения положением об отсутствии необходимости эксплуатантами беспилотных авиационных систем предварительно заключать договор с заказчиками
на проведение аэросъемки
для получения лицензии
на проведение работ, связанных
с получением сведений, составляющих государственную тайну 

снятие нагрузки
с эксплуатантов беспилотных авиационных систем
по предварительному заключению договора
с заказчиками
на проведение аэросъемки для получения лицензии
на проведение работ, связанных с получением сведений, составляющих государственную тайну

Внесение изменений
в постановление Правительства Российской Федерации
от 11 марта 2010 г. № 138
«Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» в части определения максимального срока выдачи разрешений
на использование воздушного пространства для всех субъектов Российской Федерации, включая города федерального значения,
10 рабочих дней,
а также реализации данной услуги через Портал государственных услуг Российской Федерации 

определен максимальный срок выдачи разрешений
на использование воздушного пространства для всех субъектов Российской Федерации, включая города федерального значения,
10 рабочих дней;

данная услуга реализована через Портал государственных услуг Российской Федерации

Внесение изменений
в постановление Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2022 г. № 642
«Об утверждении Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов,
а также сбора и анализа данных
о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных
и обмена ими в соответствии
с международными стандартами международной организации гражданской авиации
и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части установления дифференцированных требований к реализации системы управления безопасностью полетов,
в зависимости от категорий эксплуатируемых беспилотных авиационных систем, ожидаемых условий эксплуатации и видов предоставляемых услуг
по перевозке грузов

установлены дифференцированные требования к реализации системы управления безопасностью полетов,
в зависимости от категорий эксплуатируемых беспилотных авиационных систем, ожидаемых условий эксплуатации
и видов предоставляемых услуг по перевозке грузов

Внесение изменений
в распоряжение Правительства Российской Федерации
от 5 октября 2021 г.
№ 2806-р «Об утверждении Концепции интеграции беспилотных воздушных судов
в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализация Концепции в части развития технологий» в части обеспечения необходимых
летно-технических
и эксплуатационных характеристик беспилотных авиационных систем/беспилотных воздушных судов, а также оптимизация процедуры использования воздушного пространства
и интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство Российской Федерации 

обеспечены необходимые
летно-технические
и эксплуатационные характеристики беспилотных авиационных систем/беспилотных воздушных судов,
а также оптимизированы процедуры использования воздушного пространства
и интегрированы беспилотные воздушные суда в общее воздушное пространство Российской Федерации

Определение правил предоставления субсидий страховым организациям

в целях возмещения убытков, понесенных при страховании ущерба владельцев сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем 

оказана поддержка эксплуатантам сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем при приобретении
ими российских сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем и страховании
их от ущерба 

Разработка федеральных авиационных правил, содержащих положения
по оценке летной годности, допуску к эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, а также предусмотрена процедура подтверждения соответствия эксплуатанта сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы требованиям, предъявляемым к эксплуатантам сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем

разработаны федеральные авиационных правила, содержащие положения
по оценке летной годности,
допуску к эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, а также предусмотрена процедура подтверждения соответствия эксплуатанта сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы требованиям, предъявляемым
к эксплуатантам сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем