7. Ключевые направления прорывной стратегии развития беспилотных авиационных систем в России

Успешное развитие отрасли беспилотной авиации в России неразрывно связано с активной государственной поддержкой, направленной как на производителей беспилотных систем, компонентов, ПО и услуг, так и на потребителей – эксплуатантов самих БАС и обеспечиваемых ими сервисов.

Принятая Российской Федерацией стратегия развития беспилотных авиационных систем предусматривает, что к 2030 году число реализованных БАС на рынке Российской Федерации составит более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц - к 2035 году. В денежном эквиваленте эти объемы можно оценить, как 200 млрд. рублей и более чем 220 млрд. рублей соответственно [2].

 

Стратегия предполагает систематизацию и масштабирование производства. Планируется почти вдвое увеличить объем российского рынка тяжелых и средних аппаратов к 2030 году, на базе формирования промышленной базы программного обеспечения, инфраструктуры, поддержки спроса на заказ от ведомств, регионов и государственных компаний, вплоть до развития, соответствующих научных и технологических компетенций, конструкторской и отечественной инженерной школы [44]. 

Согласно Стратегии, ключевыми вызовами на рынке беспилотных авиационных систем являются:

• несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы;

• недостаточная развитость инфраструктуры для испытаний, низкий уровень готовности технологий и систем предупреждения для интеграции БАС в единое воздушное пространство;

• низкий уровень готовности технологий для полетов за пределами прямой радиовидимости, не позволяющий расширить область применения беспилотных воздушных судов;

• необходимость обеспечения приоритета технологического суверенитета и обеспечение конкурентоспособности российских решений на мировом уровне;

• отсутствие выстроенной системы подготовки кадров (в части подготовки внешних пилотов, специалистов в области сертификации, инженеров, разработчиков беспилотных авиационных систем);

• необходимость обеспечения высокого уровня безопасности полётов пилотируемых и беспилотных воздушных судов, объектов критической инфраструктуры и населения при кратном росте интенсивности использования БАС.

 

Инструментом для решения указанных задач станет Национальный проект «Беспилотные авиационные системы».

 

В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов:

- «Стимулирование спроса на отечественные БАС»;

- «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»;

- «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»;

- «Кадры для беспилотных авиационных систем»;

- «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС».

 

Финансирование нацпроекта на 2024-2026 годы по предварительным оценкам превысит 300 млрд. рублей: 48 млрд. руб. - на 2024 год, 117 млрд. руб. - на 2025 год и 148 млрд. руб. - на 2026 год [58]. Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объёме российского рынка должна составить более 50% в 2026 г. и 80% к 2035г. Количество соответственно 521 тыс. ед., и 1777 тыс.ед. [2].

Федеральный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" направлен на стимулирование использования БАС и их комплектующих российского производства. Критерием эффективности станет количество закупленных потребителями российских БАС. Для достижения этого результата будут разработаны финансовые, а также регуляторные меры поддержки. Стимулирование спроса предполагается осуществлять, в том числе за счет субсидирования части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна и запуска механизма льготного лизинга для авиационных систем объектов наземной инфраструктуры.

 

К 2030 г. должна появиться сеть НПЦ, аккредитованных Росавиацией для разработки и выпуска БАС в регионах. В качестве опорного центра выбран индустриальный парк «Руднево» в Москве, запущенный в марте 2023 г. Всего в стране должно быть создано 48 центров, 12 из которых будут крупными. На эти цели в федеральном проекте заложено 67,2 млрд. руб., из которых 51,2 млрд. руб. госфинансирования. На создание трех крупных региональных научно-производственных центров (НПЦ) в Санкт-Петербурге, Томской и Самарской областях для разработки и серийного производства беспилотников из федерального бюджета направят 4,8 млрд. руб.


По федеральному проекту "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации" предусматриваются разработка модулей по беспилотным авиационным системам с обеспечением их внедрения в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, создание цифрового реестра кадров, стимулирование интереса и престижа профессии. По базовому сценарию количество специалистов в сфере БСА, находящихся в реестре кадров составит 330 к 2026г. и 1500 тыс. к 2035г.

По федеральному проекту "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем" предусматриваются проведение исследований и создание основных перспективных технологий с дальнейшей их передачей предприятиям - разработчикам беспилотных авиационных для применения в составе перспективных серийных беспилотных авиационных систем, создание интеграционной платформы, предназначенной для формирования требований к разрабатываемым технологиям, проведения комплексных исследований и испытаний по оценке отдельных технологий и беспилотных авиационных систем в целом, отработки цифровых двойников БАС, проведения моделирования полетов беспилотных авиационных систем с целью организации воздушного движения и использования воздушного пространства; постоянное совершенствование существующих технологий в сфере беспилотных


В целях практической отработки правовых особенностей для практического применения агродронов разработан и введен в действие Экспериментально-правовой режим (ЭПР). АгроЭПР введен в действие Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 №1510 в 12 регионах России: Республика Татарстан, Алтайский и Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области. Данный режим сопряжен с рядом требований, среди них [59]:

• высота полета агродрона должна составлять не более 15 метров от земли, а скорость полета — не более 16 метров в секунду;

• дрон должен быть оснащен системами избегания столкновений с препятствиями, ограничения зоны полета, аварийного прекращения полета и другими ограничениями;

• БВС в обязательном порядке должны быть оборудованы бортовыми навигационными огнями и сигнальным маяком для безопасной работы в темное время суток;

• к управлению БАС должны допускаться специалисты, прошедшие профильную теоретическую и практическую подготовку;

• организации эксплуатанты для допуска к выполнению работ по внесению СЗР должны подтверждать свое соответствие требованиям, существенно облегченным по сравнению с действующими общими нормами.


При всём перечисленном остается обширное поле для дополнительных мер, которые способны обеспечить заявленный прорывной характер развития отрасли в РФ. Далее структурированно представлены основные предложения, которые экспертное сообщество считает важными и необходимыми.

7.1. Предложения по мероприятиям стимулирования спроса на БАС и услуги с применением БАС

           7.1.1. Субсидирование КФХ, ИФХ, агропредприятий приобретения комплексов с БАС российского производства для выполнения сельхозопераций в размере от 50% до 80% от стоимости. В качестве ограничений предложено использовать предельную величину субсидии 1 млн руб на 1 БАС, а также количественные параметры приобретенных по субсидии БАС. 

Формирование долгосрочного заказа (государственного гарантированного заказа) на БАС сельхозначения российского производства с указанием количества БАС. 

            7.1.3. Создание специализированного национального научно-производственного центра БАС сельхозназначения, включающего арендованные на долгосрочной основе 10 000 га земель сельхозназначения в различных регионах под выращивание наиболее востребованных культур в климатических условиях РФ. На этих землях должно быть разрешено применение инновационных препаратов (удобрений, стимуляторов и средств защиты) и агротехнологий выращивания, с целью практической отработки методик применения БАС и последующей сертификации (препаратов) и распространения методик, учитывающих специфику БАС.
Необходимо учитывать, что для развития применения БАС в сельском хозяйстве исследование агротехнологий должно соответствовать следующим принципам:
• опытно-экспериментальные участки для получения качественного результата должны по параметрам соответствовать полям, задействованным в растениеводстве в РФ;
• наработка комплексов на отказ при выполнении полного цикла технологических операций в течение сезона;
• отработка ситуаций, возникающих при полномасштабном применении;
• исчислимое и подтвержденное значение эффекта в натуральных и стоимостных показателях от каждого элемента агротехнологий основанных на применении БАС;
• необходимость несколько лет повторять эксперимент с одинаковыми условиями, чтобы исключить случайности и учесть степень влияния погодных факторов (погодных отличий между сезонами);
• возможность применения препаратов, не завершивших регистрацию (экспериментальный режим в период регистрационных испытаний).
Выделение субсидии в размере 270 млн руб в год на отработку агротехнологий для специализированного научно-производственного центра (НПЦ) по применению БАС в растениеводстве позволит создать национальную общедоступную базу агротехнологий для применения с БАС, реализовывать мастер-классы и обучение сельхозтоваропроизводителей применению БАС в соответствии с научно-обоснованными агроприёмами и агротехнологиями. 

     7.1.4. Рекомендовать субъектам РФ при заказе пестицидных (в т.ч. инсектицидных или гербицидных) обработок для нужд и в интересах региона (муниципалитета) при формировании технического задания приоритетно учитывать выполнение этих работ с применением БАС. Для этих целей возможно поручить ФГБУ «Россельхозцентр» сформировать типовые технические задания, учитывающие применение БАС в безопасном и результативном режиме.


7.1.5. В целях обеспечения приоритета закупки БАС сельхозназначения российского производства ввести правило "второй лишний". Для определения российского производства использовать систему баллов в соответствии с Постановлением 719 по таблице 7.3. 

Требуемое количество баллов по годам для признания производства БАС мультироторного типа среднего класса российским показано в таблице 7.4.


7.1.6. С учетом п.7.1.5 стимулировать национальное производство компонентов мультироторных БАС средней весовой категории через сквозной НИОКР на разработку и освоение массового серийного производства ключевых компонентов и головного изделия. 


7.2. Предложения по регулированию БАС с учетом особенностей сельскохозяйственного применения, обеспечению контроля, наблюдения и безопасного применения


7.2.1. Разрешить выполнение полетов БВС для авационно-химических работ в уведомительном порядке при соблюдении следующих условий:
- высота полета не более 30 метров над поверхностью земли,
- полет осуществляется за пределами населенных пунктов, не над объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, зданиями и сооружениями.
- полёт производится в условиях прямой видимости оператором БВС.

 
7.2.2. В регионах с высокой угрозой противоправного применения БАС разрешить выполнение АХР с использованием БАС при условии установки на БВС трекеров для наблюдения и контроля параметров полета службами, отвечающими за организацию полетов и борьбу с противоправным использованием воздушного пространства.

 
7.2.3. Довести до пользователей системы ГИС «Сатурн» и региональных подразделений Россельхознадзора разъяснения в формате Письма Россельхознадзора относительно отражения в ГИС «Сатурн» применения БАС сельхозназначения, критериев отнесения таких обработок к механизированному (наземному) способу и возможности применения соответствующих препаратов, зарегистрированных на территории РФ, с учетом позиции Минсельхоза РФ согласно письма ФС-АК-5/11972 от 16.05.2023.

 
7.2.4. Упростить получение статуса эксплуатанта БАС для целей выполнения авиационно-химических работ. Это необходимо реализовать путем сокращения требований к персоналу (до уровня требований к операторам БАС легче 30 кг) и сокращения перечня обязательных документов, которые должен разрабатывать претендент на получение сертификата эксплуатанта при обращении в уполномоченные подразделения Росавиации. Перечень требуемых документов, должен учитывать специфику эксплуатации агродронов не имеющих аэродромного базирования и не требующих наличия стационарной базы или любых иных инфраструктурных объектов.


7.3. Предложения по развитию кадрового обеспечения и массового обучения 


Кадровое обеспечение сегмента БАС в сельском хозяйстве необходимо рассматривать с точки зрения требуемых компетенций. Часть этих компетенций совпадает с другими сегментами БАС (БАС для ДЗЗ, логистическими БАС), а часть является специфичными сегмента БАС сельхозназначения. Далее рассмотрим эти компетенции сначала для проектирования и производства, а затем в части применения БАС сельхозназначения.

 

7.3.1. Как и для прочих сегментов БАС, для кадрового обеспечения проектирования и производства БАС сельхозназначения в стране должны быть компетенции по проектированию беспилотных авиационных систем и их серийному производству. Уникальными компетенциями являются компетенции, связанные с формированием «модели применения» БАС для выполнения сельхозопераций, компетенции по подготовке заданий на проектирование таких БАС на основании модели применения. Опыт других стран показывает, что даже у стран-лидеров количество команд, глубоко погруженных в специфику сегмента и способных сформировать полноценную «модель применения» БАС сельхозназначения и квалифицированно сформулировать технические задания (частные технические задания, подготовить инженерную записку и аванпроект), измеряется единицами.

 

Также и в нашей стране существует огромный разрыв между числом рядовых конструкторов выпускаемых большим количеством ВУЗов и профильных кафедр, готовых выполнить узкую задачу, связанную с оформлением в соответствии с ЕСКД и ГОСТ решения главного конструктора, с одной стороны, и числом главных и генеральных конструкторов, способных сформировать облик коммерчески успешного специализированного гражданского БВС. Главные конструктора должны уметь ставить задачу коллективу в рамках концепции проектирования под заданную стоимость применения, владеть гейтовой системой и пониманием всех этапов создания воздушного судна. Такой главный (генеральный) конструктор является большой редкостью, и потеря каждого из них становится как ударом для конкретной компании, так и страны, в случае если такого уникального профессионала переманивает зарубежная компания. Здесь может быть только одно решение – индивидуально и в ручном режиме взаимодействовать с каждым из таких генконструкторов по каждому типу БАС, не пытаясь придумывать системных механизмов поддержки для двух десятков команд (при таком количестве субъектов эффективней работать с каждым индивидуально).

 

7.3.2. Для обеспечения развития сегмента в части эксплуатации БАС сельхозназначения необходимо обеспечить доступное (субсидируемое для фермеров) обучение применению БАС СХН. При наличии у специалиста профильного агро- образования, знаний и опыта применения пестицидов и агрохимикатов в соответствии с действующим регулированием в РФ, обучение применению БАС СХН как инструментом для агротехнологических операций, включая теоретическую часть занимает от 80 до 160 часов. Минимальный набор для обучения включает (1) запись теоретического курса, (2) наличие он-лайн платформы для тестирования теоретических знаний, (3) наличие мастер-пилота, (4) учебного комплекса с БАС СХН и (5) учебного поля (от 50 га) для отработки и проверки практических навыков по планированию и контролю выполнения обработок (аэросева, подкормок) с помощью БАС.

 

В дополнение к минимальному набору у прошедшего обучение должен быть доступ к базе методик и агротехнологий применения БАС по культурам и гибридам РФ, климатическим условиям РФ и баковым смесям, препаратов, разрешенных к применению в РФ (см. соответствующее мероприятие 7.1.3).

С учетом изложенного для своевременного обеспечения отрасли необходимым количеством специалистов необходимо предоставить возможность для работников сельхозпредприятий (механизаторов, агрономов) бесплатно или с 90% субсидированием стоимости обучения пройти курс обучения, для чего обеспечить доступность регулярно обновляемой теоретической части обучения для самостоятельного изучения, субсидировать сельскохозяйственные ГАУ, техникумы и училища на закупку учебных комплексов для отработки практических навыков (практической части обучения) (включено в п.7.1.2 мероприятий, закупка в рамках ГГЗ). Лучших мастер-пилотов необходимо мотивировать на преподавательскую работу в период с октября по апрель, в низкий сельскохозяйственный сезон в нашей стране. Для обеспечения свободного доступа российских фермеров к базе методик применения (агротехнологиям применения БАС по каждой выращиваемой в РФ массовой с-х культуре с перечнем баковых смесей, достигнутых эффектов с учетом климатических условий и почв) реализуются мероприятия в рамках п.7.1.3 (выполняемые специализированным НПЦ для отработки применения БАС в сельском хозяйстве).