6. Текущее состояние регулирования в РФ. Барьеры, имеющиеся в отрасли БАС и специфичные для агроприменения

Несмотря на то, что рыночная ситуация и технологическая готовность отрасли делают сельское хозяйство чрезвычайно перспективной сферой для применения БАС, существует ряд, барьеров, которые сдерживают рост данного перспективного сегмента и более широкое внедрение новых технологий в агропромышленный комплекс России.

 
Одной из них является психологическая инертность специалистов отрасли. Многие сельскохозяйственные товаропроизводители ведут свою деятельность по привычным технологиям и не стремятся перестроить свою работу с учетом новых трендов. Знаний в области применения дронов в сельском хозяйстве часто не хватает как типичным заказчикам подобных услуг, так и агрономическим службам на местах. Несмотря на то, что за счет освещения положительного опыта и распространению информации среди профессионального сообщества наметилась тенденция к позитивному восприятию БАС, как эффективному инструменту, необходимо повышение уровня компетентности профильных специалистов. Знания о рентабельности внедрения БАС в технологические операции должна осуществляться в системах среднего и высшего образования, и также рамках специальных образовательных проектов, которые помогут интегрировать все последние достижения.

 
Специфическим барьером на пути эффективного применения БАС, характерным для текущего периода, является запреты разного уровня на полеты БВС в южных, сельскохозяйственных регионах России. Там, где административные барьеры получается урегулировать, выполнению работ препятствуют системы радиоэлектронной борьбы, постановщики помех, которые приводят к повреждению или утрате БВС, что делает работу в таких регионах экономически не привлекательной или существенно повышает себестоимость работ. Несмотря на то, что данные барьеры носят вынужденный и временный характер, представляется целесообразным разработать организационные и технические мероприятия, которые позволят, не снижая уровня общественной безопасности, выполнять востребованные агротехнологические мероприятия в регионах, которые являются наиболее массовыми потребителями сельскохозяйственные БАС. К числу таких мероприятий можно отнести разработку модификаций навигационных систем БАС, которые будут позволять работать без сигналов ГНСС с использованием локальных систем навигации и совершать экстренную посадку при нарушении каналов управления. Дополнительно необходимо нормативно разрешить выполнение полетов при условии оборудования БВС стандартными трекерами, информирующими в режиме реального времени о местоположении БВС и позволяющим его идентифицировать. 

Особо следует рассмотреть правовые барьеры, преодоление которых требует длительной и системной работы с привлечением широкого круга профильных органов исполнительной власти. Условно правовые барьеры можно разделить на «авиационные» и «сельскохозяйственные».

6.1. Авиационные барьеры

Наличие авиационных барьеров связано с тем, что исходно на отрасль БАС были спроецированы нормы, действующие для «пилотируемой» авиации. Высокие стандарты безопасности, объективно необходимые там, где при любых ошибках речь идет о жизни людей, зачастую оказываются избыточными для сферы беспилотной авиации. Речь не идет о полном отказе от норм безопасности, но за счет применения риск-ориентированного подхода можно и нужно адаптировать такие нормы с учетом реальных угроз при сохранении достаточного уровня безопасности.
Нужно отметить, что формирование правовой базы в сфере БАС идет непрерывно и многие пробелы в регулировании устранены. Так, до приемлемого уровня упрощены процедуры использования воздушного пространства для БВС, выполняющих авиационно-химические работы, предусмотрен декларативный порядок сертификации типа БАС, однако все действующие нормы назвать оптимальными пока нельзя.
Ввиду особенностей категоризации БВС по массе, практически все агродроны попадают под категорию БВС тяжелей 30 кг, что предъявляет к ним ряд существенных требований:
- наличие сертификата летной годности,
- допуск к эксплуатации БАС лиц, имеющих свидетельство внешнего пилота, то есть отнесенных к авиационному персоналу,
- выполнение полетов в соответствии с федеральными правилами,
- сертификация эксплуатанта при выполнении авиационно-химических работ,
- регистрация права на агродроны с регистрацией их в реестре гражданских воздушных судов РФ.
При этом, существующие процедуры сертификации авиационной техники и эксплуатанта, требования к подготовке внешних пилотов, избыточны и не соответствуют низкорисковым сценариям применения агродронов [49]. Более того, Федеральные правила выполнения полетов в гражданской авиации прямо запрещают полеты в темное время суток при авиационно-химических работах, при том, что это наиболее подходящее время для авиационных обработок, а наличие или отсутствие естественного света не имеет значения для автоматизированных полетов беспилотных авиационных систем.
Оптимальным решением всего комплекса барьеров авиационных и сельскохозяйственных (рассмотрены ниже) могло бы стать приравнивание агродронов к наземной сельскохозяйственной технике [53]. Во многих случаях технически параметры работы современных самоходных наземных опрыскивателей не отличаются от параметров работы агродронов. Такой подход позволит руководствоваться уже существующей нормативной базой и применять прошедшие регистрационные испытания агропрепараты, включенные в государственный Каталог пестицидов и агрохимикатов.
Компромиссным решением представляется выделение агродронов в отдельную ограниченную категорию воздушных судов, к которым будут применяться упрощенные процедуры сертификации, основанные на риск-ориентированном подходе. Персонал, эксплуатирующий агродроны будет исключен из перечня авиационного персонала, а требования к подготовке будут учитывать характер полетов, но дополнительно включать подготовку к работе с агрохимикатами. Сертификация эксплуатанта агродронов, должна учитывать указанные выше особенности и специфику их применения, отраженную в эксплуатационной документации. Процедуры регистрации агродронов реестре ВС РФ стоит заменить на процедуру учета, которая действует для БВС легче 30 кг, предоставляется в электронной форме через портал Госуслуги и решает главную задачу – идентификации БВС и его собственника при возникновении такой необходимости. С учетом относительно короткого жизненного цикла агродронов (до 4 лет) этот шаг, помимо снижения административного барьера для эксплуатанта, позволит снять избыточную нагрузку с Росавиации, предоставляющей госуслугу по регистрации БАС более 30 кг. 

6.2. Сельскохозяйственные барьеры

Барьеры данной группы преимущественно связаны с порядком применения и безопасным обращением с вносимы с БВС агропрепаратами. Действующие санитарные правила порядок регистрации и применения пестицидов и агрохимикатов вообще не содержит упоминания БАС и БВС. В такой ситуации использование БАС приравнивают к сельскохозяйственной авиации с распространением всех соответствующих требований. 


Такой необоснованный подход к обобщению норм регулирования приводит к завышению требований по обеспечению санитарных зон до населенных пунктов, водоемов и аналогичных объектов от обрабатываемых полей. Предъявлению невыполнимых требований по обустройству и использованию специальной аэродромной инфраструктуры и ряд других ограничений нерелевантных для агродронов.

 

Ожидается, что часть этих барьеров будет снята до конца 2024 года в рамках реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой по снятию регуляторных ограничений при сертификации, допуске к эксплуатации и применении беспилотных авиационных систем в различных секторах экономики».

Отдельной проблемой российского рынка является сложная и ресурсоемкая система регистрации агрохимических препаратов. Это подразумевает, что создаваемые специально или адаптируемые для эффективного применения агродронами препараты должны пройти 2-летний цикл регистрационных испытаний стоимостью миллионы долларов, чтобы получить допуск для применения с агродронов. Несмотря на интерес всех разработчиков агрохимии к этому сегменту – пройдет еще несколько лет до появления специализированных препаратов. При этом, сложившаяся практика показывает, что и уже существующие препараты могут достаточно эффективно применяться для агродронов.

 

При этом для ускорения внедрения агродронов дополнительно требуется отработка технологий с учетом конкретных особенностей российских культур (гибридов) и почвенно-климатических условий. Для эффективного внедрения необходимы площадки для опытов с различными дозировками средств защиты и на разных культурах, чтобы проверить гипотезы и подобрать оптимальные параметры работы, что позволит объективно устанавливать рекомендации по применению конкретных препаратов на конкретных культурах. Сегодня же каждая компания решает этот вопрос самостоятельно. Эффективному решению данной задачи может способствовать создание отдельного специализированного научно-производственного центра БАС для сельского хозяйства (агродронов) в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы».

 

Отнесение агродронов к категории сельхозтехники могло бы значительно упростить работу сельхозпроизводителей [53]. При этом согласно протокола проведенных испытаний по заданию Минсельхоза РФ весной 2024 года агродроны могут быть отнесены к сельхозтехнике категории «Опрыскиватели» согласно Постановления Правительства от 1 августа 2016 г. N 740 "Об определении функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования".

6.3. Барьеры в работе с пространственными данными

В разрезе применения мониторинговых БАС для обследования посевов серьёзным препятствием является фактор секретности результатов аэрофотосъемки. Все отснятые материалы подлежат рассекречиванию, и до его окончания являются объектом государственной тайны. В связи с этим Выполнение авиационных работ, связанных с аэрофотосъемкой, требует не только наличия сертификата эксплуатанта, но и лицензии ФСБ по работе с гостайной. А полученный фотоматериал подлежит обязательному рассекречиванию. И если для некоторых задач, например, для создания цифровых карт, такой подход не критичен, то для задач точного земледелия промедление в неделю приводит к обесцениванию и устареванию данных съёмки [52].  


Наличие достаточно обширного перечня административных барьеров в весьма коммерчески привлекательной отрасли приводит к тому, что фактически рынок услуг по применению агродронов находится в серой зоне. То есть возникший и растущий спрос удовлетворяется предпринимателями, которые готовы рисковать возможной ответственностью по линии воздушного и административного и даже уголовного законодательства. Это с одной стороны подтверждает потенциал коммерческого применения БАС в сельском хозяйстве, а с другой сдерживает участие в его развитии крупных игроков, репутационные и коммерческие риски которых слишком велики и превышают потенциальные выгоды.

 

Одной из попыток перевести агродроны в легальное поле стала разработка экспериментального правового режима по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, установленного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 №1510. Программа данного ЭПР фактически снимает основную часть описанных выше правовых барьеров. Однако отсутствие доступной процедуры регистрации агродронов сделал недоступным участие в ЭПР подавляющего большинства малых эксплуатантов, которые на сегодня являются основными игроками на данном рынке. Тем не менее многие правовые гипотезы использованные в Программе ЭПР могут быть имплементированы в практику и способствовать либерализации законодательства.


Общими препятствиями для развития российской отрасли БАС, в равной степени справедливой для сельскохозяйственного сектора является недостаток инвестиций, отсутствие необходимого количества подготовленных кадров, благоприятных режимов, стимулирующих инновации в создании беспилотных авиационных систем. В 2022 г. по данным АНО "Центр "Аэронет" только 35% участников рынка не имели потребности в привлечении дополнительных инвестиций, 67% отметили недостаточность инновационной инфраструктуры [2, 43]. На 2024 год потребность в инвестициях на приемлемых условиях сохраняется, так как условия на которых большинство институциональных инвесторов, предлагают финансирование в высокотехнологичной отрасли не отвечает запросам развивающихся технологических компаний.

 

Решение всего комплекса проблем, участники рынка видят в ручном регулировании и поддержке со стороны государства как участников самой отрасли: производителей, разработчиков, поставщиков услуг, так и сельскохозяйственных предприятий- конечных потребителей в системе АПК [57].