8. Заключение 

Использование дронов российским АПК находится на стартовом уровне развития. Услуги, предлагаемые БАС, пока ограничены. На текущий момент российские дроны, доведённые до товарного состояния, обеспечивают в основном возможности визуального/инструментального контроля и внесения средств защиты растений и удобрений, причем все мультироторные БВС собраны преимущественно из китайских комплектующих. Применение беспилотников в сельском хозяйстве станет экономически обоснованным при условии, что они по показателям производительности и эффективности будут значимо сопоставимы с показателями существующих образцов сельскохозяйственной техники. Количество дронов, предназначенных для применения в агросекторе в сезоне 2022 года, по некоторым оценкам составило порядка 500 единиц [60].  Производство высокопроизводительных дронов в сельском хозяйстве пока не достигло достаточного количества для формирования конкурентного рынка. Только к концу 2025 года эксперты рынка прогнозируют возможное достижение рубежа в сельском хозяйстве в 10 тысяч БАС [47]. Развитие сегмента услуг в этой отрасли для сельского хозяйства также находится в самом начале своего пути. Без совершенствования действующего авиационного законодательства и активного внедрения новых технологий применение высокопроизводительных БАС в сельском хозяйстве ограничено. Учитывая стратегическое значение отраслей АПК, реализация адресных мер, направленных на прорывное развитие применения БАС в сельском хозяйстве, в том числе предложенных в разделе 7 настоящего обзора, видится необходимым. Потенциал использования беспилотных аппаратов (БАС) в сельском хозяйстве огромен, но для его реализации в нашей стране необходимо устранение выявленных барьеров избыточного регулирования с одной стороны и постепенное устранение серых зон с другой.


На сегодняшний день облик агродрона для выполнения агротехнологических операций представляет собой мультикоптер с максимальной взлетной массой 100+ килограммов, вмещающий около 40 литров агропрепаратов в жидкой форме или 50 литров сыпучих веществ. БВС приводится в движение электродвигателями в количестве от 4 до 8, питаемых литиевыми полетными батареями. Продолжительность полета до 15 минут. Этого времени достаточно для израсходования запаса вносимого вещества. Рабочая высота полета над поверхностью обрабатываемой культуры 2-6 метров. Площадь, обрабатываемая за 1 вылет, составляет единицы Га и зависит различных условий, характерных для конкретных условий применения.

Практически ежегодно появляются новые модели, имеющие больший объем поднимаемого за 1 вылет рабочего вещества. Сейчас доступны модели с 50 литровыми баками для жидких препаратов и до 70 литров сыпучих веществ. Рост показателя полезной нагрузки очевидно будет продолжаться по мере совершенствования аккумуляторных батарей, поскольку именно они являются основным ограничителем на данный момент.

Среди массового сегмента агродронов эксперты отмечают доминирование на российском рынке китайских БАС. Наиболее популярны БАС марки DJI. Также можно отметить продукцию компании XAG имеющую высокий технологический уровень. Продукция данных производителей позволяет эффективно решить большинство задач на полях. Основная масса российских эксплуатантов выбирает их, создавая конкуренцию создателям российских БАС и затрудняя их выход на рынок. Так, зарубежная техника поставляется по льготным программам за счет средств российских налогоплательщиков. Первая партия беспилотников на условиях льготного лизинга поставлена через АО «Росагролизинг» для ООО «Агропланер» из Новосибирской области [61]. Льготный лизинг предоставлен на китайскую продукцию DJI линейки Agras. Всего компания-покупатель заключила с АО «Росагролизинг» договоры на приобретение 13 агродронов общей стоимостью более 49 млн рублей.

 

В тоже время, без глубокой локализации производства компонентов или по крайней мере диверсификации поставщиков, создание полноценных российских агродронов не представляется возможным. При создании любой новой модели, разработчики вынуждены закладывать в конструкцию комплектующие китайских производителей. Такой подход во многом является вынужденным, но он не позволяет рассчитывать на появление независимых решений, а с учетом периодически вводимых китайскими внешнеторговыми ведомствами ограничений на поставку компонентов, ставит под угрозу возможность устойчивого производства новых агродронов и поддержания технически исправного состояния парка уже имеющихся. СВО подстегнула создание локальных компетенций по производству, заданы Минпромторгом ряд работ по обратному инжинирингу, рядом производителей закуплено оборудование для производства высокотехнологичных компонентов, таких как двигатели, регуляторы оборотов, полетные контроллеры, периферия и пр. [2].

 

Также стоит отметить, что в странах АТР, где производство и применение агродронов наиболее массовое, покупатели и производители пользуются серьезной поддержкой на уровне государственных институтов. Такая поддержка может иметь различные форматы, от субсидирования покупки агродронов малыми фермерами, до запрета импорта готовой техники из-за рубежа. Разработка и внедрение мер поддержки в России также представляется важным инструментом для достижения прогнозных показателей по производству агродронов в рамках Нацпроекта развития БАС и всем смежным отраслям.

 

Другой проблемой российского рынка является сложная и ресурсоемкая система регистрации агрохимических препаратов. Это подразумевает, что создаваемые специально для эффективного применения агродронами препарат должны пройти 2-летний цикл регистрационных испытаний и миллионы долларов, чтобы попасть на наш рынок. Несмотря на интерес всех разработчиков агрохимии к этому сегменту – пройдет еще несколько лет до появления специализированных препаратов. С учетом этого важными решениями являются как приравнивание агродронов к опрыскивателям (в терминах 740 ПП), а также ЭПР 1510 ПП в 12 регионах, которым все ранее зарегистрированные препараты в каталоге пестицидов и агрохимикатов могут быть использованы с агродронами.

 

При этом для ускорения внедрения агродронов требуется дополнительная проработка и отработка технологий с учетом конкретных особенностей российских культур (гибридов) и почвенно-климатических условий. Для эффективного внедрения необходимы площадки для опытов с различными дозировками средств защиты и на разных культурах, чтобы проверить гипотезы и подобрать оптимальные параметры работы, что позволит объективно устанавливать рекомендации по применению конкретных препаратов на конкретных культурах. Сегодня же каждая компания решает этот вопрос самостоятельно. К сожалению, в рамках нацпроекта пока не реализовано предложение по созданию отдельного специализированного научно-производственного центра БАС для сельского хозяйства (агродронов), не выделены средства в достаточном объеме на эти цели.

 

Также, как и для других секторов применения БАС, проблемой производителей агродронов является отсутствие российского производства необходимых компонентов тяжелых мультироторных систем, все из которых сейчас поставляются из Китая. СВО подстегнула создание локальных компетенций по производству, заданы Минпромторгом ряд работ по обратному инжинирингу, рядом производителей закуплено оборудование для производства высокотехнологичных компонентов, таких как двигатели, регуляторы оборотов, полетные контроллеры, периферия и пр. [2].

 

Препятствием для развития российской отрасли БАС является также недостаток инвестиций, отсутствие необходимого количества подготовленных кадров, устойчивой законодательной базы, благоприятных режимов, стимулирующих инновации как в создании беспилотных авиационных систем, так и в инновационной инфраструктуре, без которой невозможно дальнейшее развитие. В 2022 г. по данным АНО "Центр "Аэронет" только 35% участников рынка не имели потребности в привлечении дополнительных инвестиций, 67% отметили недостаточность инновационной инфраструктуры [2, 43]. На 2024 год потребность в инвестициях на приемлемых условиях сохраняется, так как большинство институциональных инвесторов, предлагающих финансирование в высокотехнологичной отрасли скорее относится к категории рейдеров, чем инвесторов.

 

Решение проблемы участники рынка видят прежде всего в ручном регулировании и поддержке со стороны государства как участников самой отрасли: производителей, разработчиков, поставщиков услуг, так и сельскохозяйственных предприятий- конечных потребителей в системе АПК [57].